Рассказать друзьям:
При перепечатке материалов ТПП-Информ ссылка на интернет-издание обязательна.
Чувашская республика с экономической точки зренияP– среднячок, которого сильно потрепало после распада СССР. Производство продукции упало на 70%. Сегодня среднедушевой ВРП, скорректированный на стоимость жизни, составляет 54% от среднероссийского уровня. Республика небогата полезными ископаемыми, поэтому основа ее экономикиP– обрабатывающие предприятия, однако их размещение очень неравномерно. Примерно три четверти промышленной продукции выпускается в городской агломерации ЧебоксарыP– Новочебоксарск. Здесь же расположен и энергетический центр республики: одна ГЭС и три ТЭЦ суммарной мощностью более 1,7PГВт. О положении бизнеса в регионе мы беседуем с президентом ТПП Чувашской республики Игорем Кустариным. –PЧувашия несильно отличается от других регионов России, но некоторые акценты нужно обозначить. У нас очень сильно развито традиционное машиностроение и электротехника. Это Чебоксарский завод промышленных тракторов, Чебоксарский агрегатный завод. Это очень крупные производства. Много предприятий специализируется на производстве изделий для автомобильной промышленности. Велика доля продукции наших предприятий на рынке электроэнергетики, атомной промышленности, энергетического машиностроения. ЧебоксарыP– это российская столица электростроения. В годы Великой отечественной войны сюда был эвакуирован электроаппаратный завод, и с тех пор вокруг него создалась целая группа компаний. Это Всероссийский научно-исследовательский институт релестроения, аппаратный завод «Электроприбор», «Чувашкабель» и другие. Поэтому многие вопросы, связанные с модернизаций национальной энергетики, имеют выход на Чебоксары, где порядка 100Pпредприятий выпускают электротехническую продукцию. –PКакие задачи стоят сегодня перед промышленностью Чувашии? –PВ химической отрасли остро стоит проблема обновления фондов. Одно из крупнейших предприятийP– производственное объединение «Химпром», входящее в структуру «Ренова». Там устаревшее оборудование, очень много вопросов по модернизации, тем более что ставится задача по выходу на зарубежные рынки. В тяжелом машиностроении сейчас активно развивается производство грузовых вагонов. Реализуется проект совместно с ОАОP«РЖД» и другими партнерами. По сути дела речь идет о строительстве нового завода, который станет выпускать грузовые вагоны нового поколения. Сейчас также наблюдается восстановление внутреннего спроса на тяжелые промышленные трактора. Экспорт начинает подтягиваться к докризисному уровню. –PКак себя чувствует малый и средний бизнес? –PЗдесь проблемы традиционные: административные препятствия, налоговая нагрузка. Ситуация ухудшилась после введения страховых взносов. Это очень сильно влияет на активность и жизнеспособность бизнеса. Произошло то, о чем мы предупреждали: только предприятия начали выходить из тени, как получили этот сильнейший удар. Начались негативные процессы, которые мы стараемся замедлить, чтобы ситуация не зашла в тупик. В реальности это выражается в приостановлении выплат заработной платы, ее снижении, сокращении персонала. Уныния у бизнеса нет, но то, что произошло, сильно сдерживает рост и восстановление после кризиса. Поэтому мы ждем послаблений: и налоговых, и других. Возникает много вопросов в связи с призывом к инновациям. Как быть с мерами налогового стимулирования? Хотелось бы более ощутимых стимулов. Тогда можно было бы убеждать предприятия вкладываться в конструкторские разработки, решать внедренческие вопросы. Пока же малый бизнес рассчитывает дождаться более серьезных мер налогового стимулирования инновационных процессов. –PА какие вы видите неиспользованные возможности? –PЕсли говорить о федеральном уровне, то хотелось бы получить более серьезные меры налогового стимулирования и законодательной поддержки. Кроме того, мы считаем, что надо более жестко ставить некоторые вопросы при вступлении в ВТО. Это как правила дорожного движения: их надо соблюдать, но нужно и отстаивать свои права. Поэтому надо, чтобы интересы наших отечественных товаропроизводителей защищались на международном уровне. А на региональном уровне острая проблемаP– упрощение разрешительно-согласовательных процедур, а также повышение инвестиционной привлекательности региона. Нужно создать благоприятные условия для внутренних и внешних инвесторов. Речь идет о нормальных процедурах оформления землеотводов, о подведении инфраструктуры к инвестиционным площадкам, о подключении к электрическим, тепловым и другим сетям. Это самые животрепещущие вопросы, которые сдерживают и модернизацию, и инвестиционные процессы. Нужно не только вносить изменения в федеральное и местное законодательство, но и менять образ мыслей чиновников. Почему для любых процедур определен 30-дневный срок? Неужели для этого невозможно использовать метод определения трудозатрат и устанавливать сроки исходя из них? К примеру, оформление документов о выделении земельных участков под строительство, если его начинать с нуля, занимает более 200Pдней. Если попытаться оптимизировать процессы, то можно уменьшить его до 180Pдней. А если 30-дневные сроки сократить до 3-5 дней, то вся процедура оформления будет занимать порядка трех месяцев. Но для этого нужна воляP– и политическая, и административная. Ведомства сами должны сокращать эти сроки исходя из нормативного метода учета трудозатрат. –PВ республике много иностранных инвесторов? –PОни есть, но их немного. Позиция нашей палаты заключается в том, что чем больше будет у нас представителей мирового бизнеса, тем лучше. Это позволит вкладывать деньги в создание по-настоящему современных совместных производств, строительство новых технологичных предприятий. Но надо учитывать еще и неготовность наших бизнесменов. Чтобы привлечь иностранного инвестора, мало придумать красивый бизнес-план. Это должен быть серьезный рабочий документ, а не справка для получения денег. Потом, если инвестору понравился бизнес-план, он захочет посмотреть в глаза автору проекта: готов ли он воспринимать инвестора как партнера, а не только как кредитора? Ведь инвестора надо пускать в бизнес, быть готовым к совместному управлению и контролю над финансами. Не все наши собственники решаются на такие шаги. Третий момент: инвестор хочет познакомиться с твоей командой, увидеть, есть ли у тебя единомышленники. А потом ему будут интересны взаимоотношения с властью. А это отвод инвестиционных площадок, подведение инфраструктуры, сроки подготовки документов. Пока везде возникают проблемы. Это и сдерживает инвестиции. Игорь Пономарев, ТПП-Информ
Чувашская ТПП: экономике нужны стимулы
вторник,05 февраля 201312+
Чувашская ТПП: экономике нужны стимулы. Торгово-промышленные ведомости
Онлайн-издание «Торгово-промышленные ведомости»
Комментариев нет:
Отправить комментарий